Тел.+7(495)749-09-77 | mob. +7(903)549-09-77 Beeline (Viber, Whatsapp) | mob.+7(915)003-29-18 |  e-mail: xlightgroup@yandex.ru | info@x-light.ru
   ГЛАВНАЯ |     ЛАЗЕРЫ ВИДЕО | ГОБО ПРОЕКТОРЫ ВИДЕО | ФЕРМЫ ДОКУМЕНТАЦИЯ | СВЕТОДИОДНЫЕ ЭКРАНЫ ВИДЕО | КОНТАКТЫ|    | ПАРТНЁРЫ|
               КАТАЛОГ
Тентовые укрытия Шатры
Декоративные подвесные
светильники шары

Техническая информация

Статьи Свет, Звук, Лазеры
  • Выбор лазера

  • Фото лазерных эффектов

  • Программа i.Top Soft

  • Программа Lasershow Designer RUS

  • Программа Showtime RUS

  • Лазерное изображение в воздухе

  • Статья Выбор Светодиодного Экрана

  • Статья Медиафасад

  • Схема монтажа светодиодных экранов

  • Выбор света и звука для клуба

  • Успех или неудача вашего проекта

  • Выбор микрофона Shure

  • Ra Цветопередача
    Индекс цветопередачи.


  • Лампы Разрядные.
    Принцип работы.


  • Газоразрядные лампы
    Правила эксплуатации


  • Основные типы светового оборудования

  • Описание световых приборов

  • Свето-звуковые инсталляции

  • Архитектурное освещение

  • Дискотека на пляже
    Лазерное шоу на фонтанах


  • Спортивный комплекс
    Свет Звук


  • Звук-Свет
    клубный,
    краткое описание,
    что и зачем


  • Лазерный проектор
    для дома


  • Лазерный ЛОГОТИП
    на Облаках


  • Лазерный Проектор
    Реклама на Здании


  • Проекционная Реклама
    Подбор оборудования


  • Описание ДМХ-512
  • Международные стандарты защиты (IP Standards).


  • Звуковое оборудование


    Информация о компании


    Информация о Товарах и Ценах

    Внимание! Информация, опубликованная на сайте ...
    Информация, опубликованная на сайте, не является публичной офертой.
    Пожалуйста, уточняйте актуальность цен и наличие товара.

    На сайте представлены основные категории товаров и
    не всё оборудование, доступное для заказа.
    Модельный ряд и наименование товаров периодически меняется.
    Вы можете разместить заказ на любое
    осветительное оборудование из названных категорий.

    "Аренда-Прокат обрудования.
    Световое оборудование.
    Звуковое оборудование.
    Специальные эффекты"

    "X-Light group"предлагает
    Полезную авторскую информацию по подбору помещений и оборудования для вашего клуба или дискотеки.
    Специалисты компании бесплатно помогут подобрать оборудование под ваши задачи и помещение, организовать поставку, монтаж и наладку оборудования.
    Доработка приборов под ваш фирменный стиль.

    На этой полосе сделана попытка дать определение
    некоторым типам световых приборов
    и обозначить сферы применения.

    Начинающим клубостроителям посвящается.

    Помните Чебурашку? Мы строили-строили и, наконец, построили.
    Получилось неплохо, но не так как ожидалось.
    Есть несколько типичных ошибок, из-за которых портится впечатление от проделанной работы.

    1) Чаще всего деньги на световое и звуковое оборудование выделяются по остаточному принципу.
    2) Недостаток информации о том, какие световые приборы и для чего применяются. Нельзя полагаться на советы непрофессионалов.
    3) Для каждого зала и под определенное музыкальное направление необходимо рассчитать нужное количество звука (по объему и форме помещения) и типы световых приборов (по музыкальному стилю).
    4) Следует помнить, что нельзя сначала делать окончательную отделку, а затем пытаться разместить световую и звуковую аппаратуру, не разрушая созданной красоты. В некоторых случаях это невозможно.

    Как правило, в оформление интерьера вкладываются приличные деньги и силы.
    Приглашают хороших специалистов, художников оформителей.
    Обязательно делается дизайн проект, составляется смета, все многократно проверяется и утверждается.
    В общем, к делу относятся серьезно.
    На оставшуюся, как правило смешную сумму закупается световое и звуковое оборудование.

    Возможны и другие варианты развития событий, но их объединяет одно, денег на свет и звук выделяется печально мало. Возникает впечатление, что основная задача управляющего перед открытием заведения (особенно ресторана) - поставить галочку и показать спонсорам, что свет и звук есть. Неправильно подобранные световые приборы могут испортить впечатление от качественного и интересно оформленного интерьера.
    Обычно в клубах, дискотеках и ресторанах создается приглушенное, уютное освещение.
    В таком случае без специальной подсветки не обойтись.
    Светом можно и нужно подчеркнуть объем статуй, выделить интересные детали и подчеркнуть материал. Например, в ресторане "У барона Мюнхаузена" в одном из залов на потолке объемная имитация озера. Озеро сделано очень реалистично, но его можно было оживить с помощью проекционного светового прибора, имитирующего блики на воде (уже оживили. Примечание управляющего "БМ") .

    Со звуком такая же проблема.
    Покупается 2 киловатта звука на зал, где надо 10 киловатт.
    Затем усиленно и сосредоточенно выкручиваются на максимум регуляторы громкости у микшеров и усилителей,
    а в глазах, в лучшем случае немой вопрос: "...как и это все?"
    Да, все.
    И не надо плавить катушки динамиков и доводить до белого каления усилители, надо слушать советы специалистов, по возможности выполняя их.

    Есть только одна проблема, верить или не верить конкретному специалисту.
    Не секрет, что продавец\специалист может и соврать, а может искренне заблуждаться. Обычно терпеливый и опытный покупатель вычислит среднее арифметическое из советов нескольких свето и звукотехников.
    Для того чтобы упростить выбор, надо знать, какие типы световых приборов существуют, их назначение и технические возможности.

    Здесь мы рассмотрим основные типы световых приборов (по эффектам которые они создают), не обращая внимания на названия, т.к. фирмы производители могут одинаково назвать разные по производимому эффекту приборы. Например, "Pegasus" от фирмы "GRIVEN" это совсем не то, что одноименный прибор от фирмы Disco Tech.
    Итак - все многообразие световых приборов по эффектам, которые они производят, можно разделить на несколько категорий.

    Проекционные приборы.

    Как видно из названия, это аппараты которые, проецируют изображение на какую либо поверхность.
    Это их основной эффект. Принцип действия независимо от производителя одинаков.
    Луч света фокусируется, проходит через трафарет (гобо, логотип, слайд), а затем через объектив на рабочую плоскость (например, стену, экран и т.п.) По пути к объективу луч света можно окрасить в любой цвет.
    Естественно, проекционный эффект в условиях клуба или ресторана (в темноте и в дыму) по пути на "работу" оставляет в воздухе след.
    Это один или несколько лучей. В случае с видео-проектором, чем меньше внимания привлекает луч, тем лучше.Видео-проектор - сто процентный проекционный прибор.
    К проекционным эффектам можно отнести все приборы, основная задача которых, спроецировать на рабочую поверхность какое либо изображение и все внимание зрителей к проекции.
    Но большинство проекционных эффектов являются объемно-проекционными.
    В этом случае основная задача производителя получить от источника света максимально яркую, четкую проекцию (изображение) и плотный, яркий луч чистого цвета.
    Например, сканер это типичный и самый "умный" представитель объемно-проекционных эффектов.
    Его луч должен хорошо читаться в объеме и давать четкую проекцию.
    Объемно-проекционные эффекты часто применяются там, где нет возможности или желания использовать генераторы дыма или слишком яркая засветка помещения.
    Есть световые приборы, у которых видимый и основной эффект производят лучи света по пути к поверхности.
    По стенам, полу и потолку бродят цветные или белые точки.
    Это довольно симпатично, но не самое главное.
    Вся прелесть таких приборов в сочных, одного и строго заданного цвета лучах.
    Т.е. если свет проходит через желтый светофильтр, то и в воздухе луч должен быть желтым, без изменения цвета к краям луча (ситуация идеальная).
    Такие световые приборы можно назвать объемно лучевыми или объемными.
    Лучи у таких приборов могут быть как подвижными, так и неподвижными.
    Чаще всего лучи, все-таки двигаются по разным траекториям. Это может быть очень эффектный, расходящийся веер лучей.
    Лучи расположены по кругу (как круги на воде) и вращаются вправо и влево. Этот эффект традиционно называется "лунный цветок" или "звездный цветок"
    Некоторые приборы двигают "лунный цветок" по помещению и делят его на два.
    Объемные эффекты с лампой до 250 ватт могут работать на высоте до 4 метров и обязательно требуют затемнения и дыма.
    Для усиления эффекта применяют генераторы дыма или генераторы тумана. С помощью этих приборов в воздухе создается легкая дымка, и луч света, проходя сквозь туман, становится ярче и лучше виден.
    Темнота и дым - лучший друг и заклятый враг световых приборов. От этих паров мутнеют линзы, падает яркость и приборы забиваются пылью.
    Это та цена, которую приходится платить за красоту. Решается эта проблема профилактической чисткой раз в месяц.
    Световые приборы, у которых движение лучей связано с музыкой, называют "музыкально активированные" или приборы "со звуковой анимацией".
    Часто совершается такая ошибка.
    Заочно, по каталогам выбирается и покупается не очень эффектный прибор, ориентируясь на картинку и слово "музыкальная активация".
    Затем покупатель расстраивается, глядя на шар, из которого выходят лучи и слегка покачиваются в такт музыке, а проблема была лишь в неквалифицированном выборе.
    Во - первых, нельзя абсолютно доверять изображению эффекта, т.к. некоторые невразумительные эффекты очень фотогеничны.
    И наоборот есть световые приборы, эффекты которых плохо смотрятся на фотографиях, а в жизни просто великолепны.
    Например динамичный светодиодный эффект "Tornado Led" практически невозможно снять на камеру
    или сделать нормальное фото, а визуально эффект смотрится хорошо.
    Во - вторых, фраза "музыкальная активация" в каталоге говорит лишь о том, что у прибора есть встроенный микрофон, и движения лучей связаны с музыкой.
    Красота и эффектность этого движения почти никак не связана с функцией "движение от звука". Здесь главное мастерство программиста и качественно изготовленная механика.
    В случае, если вы сами не можете увидеть прибор или видите, но не представляете как он будет работать в вашем помещении - лучше доверьтесь специалисту.
    Риск разумеется останется но это будет меньшее из зол. В любом случае оговорите возможность обмена.

    Все световые приборы можно условно разделить на две группы.
    Это интеллектуальные, или "intelligent lighting", и эффекты. Интеллектуальными называют все приборы с возможностью программирования от внешнего пульта.
    Сюда в таком случае могут входить и некоторые генераторы дыма, и стробоскопы.
    Мы попытаемся провести границу между универсальными, высокотехнологичными эффектами типа сканеры,сканирующие эффекты и всеми остальными, называя все остальное просто световые эффекты.
    Разумеется, это не бетонная стена и между ними есть масса промежуточных видов, таких как псевдосканеры (в которых не хватает некоторых функций присущих сканерам).
    Например, в приборе "Пирамида", которая является сканирующим эффектом, в отличие от полноценных сканеров нет возможности выбирать цвета и гобо (трафареты).
    Псевдосканеры это недорогая замена сканеров. Они могут применяться как дополнительные эффекты или как основные эффекты в кафе и школьных дискотеках.
    Есть более совершенные псевдосканеры со сменой цвета и трафаретов, но все это не программируется пользователем.
    Интеллектуальные световые эффекты "Сканеры" относятся к разряду объемно - проекционных световых приборов. Они выдают один луч света с возможностью смены цвета и проецируют на пол и стены один трафарет (гобо).
    Луч перемещается с помощью зеркала, закрепленного на шаговом двигателе. Есть сканеры типа "вращающаяся голова", в которых луч перемещается не с помощью зеркала, а двигается почти весь прибор вместе с лампой и линзами.
    Смена цветов и трафаретов происходит по программе или вручную от пульта дистанционного управления по протоколу ДМХ-512.
    Протокол обмена данными между пультом и сканерами называется ДМХ-512.
    Этот стандартный цифровой протокол обмена данными, позволяет управлять приборами на большом расстоянии, и достаточно хорошо защищен от помех.
    С помощью любого ДМХ пульта есть возможность заранее записать статичные световые картины "сцены" и затем объединить их в программы.
    Можно выбрать нужный цвет, трафарет и направить в любое место концертного зала или сцены. Имея несколько сканеров, можно с помощью одного пульта управления записать много статичных сцен, а затем объединить их в динамичные программы с регулировкой скорости перемещения лучей. Статичные сцены можно использовать и самостоятельно, выбирая их из банка сцен. В ДМХ пультах информация может храниться без внешнего источника питания до 30 лет.

    К интеллектуальным световым эффектам можно отнести и

    смену цвета

    или color changer. Этот прибор выполняет всего одну функцию - выдает луч света и окрашивает его в разные цвета. Может и должен использоваться в сложных постановочных шоу-программах, везде где требуется оперативно менять цвета на сцене.
    Смена цвета может быть и просто эффектом, если его например, направить вдоль стен или на танцевальный пол. Задачи, решаемые с помощью смены цвета, можно решить и с помощью прожекторов. Стоить это будет намного дороже и не будет такой же гибкости в управлении.
    "Color changer" можно отнести к классу программируемых прожекторов. Смена цвета вместо прожекторов упрощает монтаж оборудования. Один прибор со сменой цвета заменяет от 8 до 16 прожекторов.
    Прожекторы чаще используются на рок концертах, ресторанах и в рекламных роликах, там где не нужно много цветов, или где прожекторы типа PAR сами становятся артистами и работают как украшение. Приборы смены цвета управляются по протоколу ДМХ-512, как и сканеры.

    Световые эффекты это приборы, которые в отличие от сканеров и независимо от количества лучей, почти не меняют свой эффект и практически не программируются. Например, объемный эффект "лунный цветок" или проекционный эффект "Water light" (блики на воде) от фирмы "Involight".
    Световые эффекты бывают с "музыкальной активацией\анимацией" и без нее. Те, которые "без", бывают статичные и динамичные.
    Статичные,светят одним или множеством лучей в одном направлении и могут еще менять цвет лучей. Динамичные ведут себя более беспокойно и перемещают лучи в пространстве с различной скоростью и так же могут менять цвета.
    Прожекторы тоже можно отнести к статичным световым эффектам. Несмотря на простоту этих приборов, с их помощью можно можно создать красивую и достаточно сложную световую картину.
    Например:
    есть 1-3 лучевые прожекторы, выдающие плоские и полые лучи. Если их соответствующим образом разместить в пространстве и подключить к пульту управления с музыкальной активацией, то получится как в фильме "Звездные войны" при стрельбе лазерами.
    Семейство прожекторов достаточно разнообразно. Прожекторы бывают рассеивающие и узконаправленные.
    С автоматической или ручной сменой сменой цвета, а также одного фиксированого цвета.
    Простые прожекторы обычно имеют один цветной фильт, который может меняться только вручную и не в процессе работы (шоу). К ним относятся все светильники серии "PAR" и световые узконаправленные пушки для освещения зекальных шаров. Мощность таких прожекторов обычно от 50 до 1000 ватт.
    Прожекторы "PAR" они же "Парблайзеры" создают узкий луч с четко очерчеными краями и имеют три угла расширения луча.
    1) Узкий луч.
    2) Средний луч.
    3) Широкий луч.
    Световые пушки, разработанные специально для подсветки зеркальных шаров, могут также расширять и сужать луч света, но ступенчато с помощью металлических диафрагм.
    Просьба обратить внимание, зеркальный шар это вечный и практически не стареющий прибор.
    Печальный опыт эксплуатации зеркальных шаров связан с тем, что на них светят не теми пушками.
    Затем делается ложный вывод и больше к этому прибору не возвращаются.
    Типичная ошибка - не тем светили на шар. Шар не виноват он отдает тот свет, который на него направили.
    На всех простых прожекторах есть рамка для установки светофильтров. В пушках для зеркальных шаров фильтр изготовлен из жаропрочного стекла с дихроичным напылением и установлен внутри прибора.


    Продолжение следует ......
    Световое и звуковое оформление боулинга
    Боулинги бывают «Носорог», «Самолёт», «Диско-Боулинг» и многие другие.
    Они могут иметь аскетичный, спортивный вид, они могут быть в стиле «Космо-боулинг» со светящимися дорожками и кеглями, с баром и танцплощадкой, с местами для отдыха и общения, но главное в них это настроение.

    Настроение создается у входа в здание и как театр начинается с вешалки, так и боулинг начинается с фасада здания. В идеале хорошее настроение начинается с мини сада или хорошо ухоженной клумбы, выдающей, присутствие садовника и дизайнера.
    Фасад здания можно украсить цветом для дня, и светом для ночи. Световое оформление даже при минимуме архитектурных украшений создает объем, стиль и настроение.

    Для украшения светом входа в здание используются уличные светильники, имеющие высокую степень защиты от осадков.
    Как правило, это герметичные приборы или приборы в многослойных корпусах с защитой лампы и электрических цепей от прямого попадания влаги.
    Варианты уличного освещения.

    Самый недорогой способ светового украшения это Дюралайт.
    Уже приевшийся, но по прежнему недорогой.
    Дюралайт это цветная пластиковая трубка, в которой запаяны лампы, скорее это «Ёлочная гирлянда в гибком пластике».
    И так же как и гирлянды дюралайт бывает одноканальный и многоканальный.
    Чаще всего дюралайт используют как недорогую замену неоновым надписям.
    Достаточно эффектно смотрится одноцветный (только синий и т.п.) дюралайт, намотанный виток к витку на колонны у входа в здание.

    Для украшения клумб и газонов можно использовать ландшафтные светильники от фирмы “CRONER”.

    Следующее стандартное и более эффектное световое оформление это Неон. Неоновые лампы обычно делаются по эскизам заказчика, могут иметь весьма причудливую форму. Это надписи и рисунки с возможностью динамичного переключения по заданной программе или в такт музыке. Все возможности неоновой рекламы можно увидеть на здании казино «Шангри-Ла».

    Фасадные Архитектурные светильники со сменой цвета “Сity Color” позволяют раскрасить вход в здание или расставить акценты на архитектурных деталях. Существуют компактные и относительно недорогие приборы для выделения цветом колонн и проёмов между окнами. Есть мощные и дорогие приборы для общей заливки всего здания одним светильником. Как правило, одновременно используются и те, и другие.
    Чтобы привлечь внимание посетителей издалека можно использовать Зенитные прожекторы. “Sky Rose”, “Sky Tracer”, “Sky Eagle”, “Imperial” - вот только некоторые из них. Зенитные прожекторы устанавливаются на крышу здания и видны в зависимости от погоды, с расстояния от трёх до пятнадцати километров.
    Очень эффектно смотрится реклама на основе динамичных светодиодных эффектов. Светодиодные эффекты типа «Торнадо-Led»
    имеют форму круга диаметром от 50 до 100 сантиметров. На быстро вращающийся круг можно выводить графическую и текстовую информацию с компьютера или от специального пульта. Собственно этот прибор в каком-то смысле похож на бегущую строку, но отличается новизной и большей динамичностью. Существуют более простые модификации динамичных светодиодных светильников с возможностью вывода только графической информации в 32 цветном режиме. Эти приборы, кроме управления от компьютера могут работать в автономном режиме.
    Освещение внутри здания.
    Для декоративного оформления светом внутри помещений выпускается очень много световых приборов. Для общей заливки часто используют обычные галогенные лампы с отражателем и напряжением питания 12 вольт. Их подключают к сети через трансформатор и диммер, позволяющий регулировать уровень освещённости в помещении. Эти лампы могут встраиваться в потолочные панели или крепиться к потолку в виде миниатюрных декоративных светильников.
    Немного дороже обойдется подсветка с помощью компактных светильников типа “PAR”. Они имеют разные размеры от PAR-16 до PAR-30 и PAR-36. Эти маленькие копии профессиональных прожекторов рассеянного и направленного света позволяют устанавливать цветные плёночные светофильтры и сами являются украшением зала.
    Для динамичной цветной подсветки стен и деталей интерьера используются светильники со сменой цвета. Эти приборы кроме лампы внутри имеют колесо со светофильтрами и позволяют выбирать нужный цвет просто нажав клавишу на пульте управления. Можно также написать программу, по которой цвет будет постоянно и плавно меняться.
    В Космо-Боулинге обычно используются ультрафиолетовые люминесцентные светильники и реквизит, светящийся в свете ультрафиолетовых ламп. УФ лампы выпускаются мощностью от 18 ватт до 400 ватт и бывают линейные рассеянного света и в виде прожекторов направленного света.
    Для художественного оформления можно использовать специальные флуоресцентные краски, светящиеся в свете УФ ламп, например, относительно недорогую краску «Экстра-Декор»
    Оживить статуи и ниши в стенах можно с помощью оптоволоконного светового прибора «Колординамик». Он плавно меняет цвета и форму цветных узоров. Если направить луч вдоль стены, можно получить эффект летящей кометы.
    Оптоволоконные световые приборы используются также для создания, например эффекта «Звёздное небо». Для этого жгут со множеством оптоволоконных нитей распределяется по поверхности стен и потолка, концы оптоволокна выводятся наружу, а с другой стороны к пучку волокон подключается мощный источник света на разрядной металло-галогенной лампе. Этот способ выглядит эффектно, но достаточно дорог в монтаже. Звёздное небо можно сделать проще, если нарисовать звёзды светящейся в ультрафиолете краской «Невидимая голубая», но выглядеть это будет немного по другому.
    Для подсветки ступенек лестниц можно использовать: * Дюралайт - дешево и практично и долговечно. * Неон - дорого, стильно и долговечно. * Линейки на светодиодах “Showtec Led Tube” – свежо, красиво, долговечно и дорого. Все эти способы позволяют создавать динамичные эффекты с помощью специальных пультов. Ступеньки могут зажигаться в любой последовательности, с любой выбранной скоростью и с любым выбранным цветом.
    Варианты звукового и светового оформления развлекательной части.
    Часто боулинг входит в состав развлекательного комплекса и имеет на борту бар, дискотеку и места для пассивного отдыха. Так как, например, в «Диско Боулинге» на улице Удальцова в новой Олимпийской деревне. В случае если кроме дорожек и небольшого бара в помещении ничего нет, можно только установить колонки для легкой фоновой музыки и трансляции сообщений. Приборы для фоновой музыки можно совместить с аппаратурой пожарной сигнализации.
    Для этих целей используется трансляционная аппаратура типа “Public address” от фирмы “Alto”, “Inter-M” или “RCF”. В небольшом помещении достаточно установить, например, усилитель-тюнер-трёх дисковый СД “ACR-120”, 8 колонок “MS-50”- по 20 ватт и один настольный микрофон. Этого оборудования на сумму чуть больше 1000 долларов хватит для спокойной фоновой музыки и объявлений.
    Для более качественного и плотного звука на дорожки и бар потребуется установить другой тип акустики. Здесь уже больше вариантов. Если боулинг имеет площадку для танцев то можно, усилители и DJ оборудование разместить в танцевальном зале, а акустику разных типов установить соответственно задачам. Над или рядом с дорожками менее мощные и возможно активные колонки. Более мощные колонки для шоу-программ смонтировать в своей зоне и все их подключить к общему микшеру. Микшер позволяет включать звук на дорожки и бар раздельно или вместе с шоу- программами, а одна точка установки аппаратуры дает экономию места и простоту обслуживания. Если боулинг не имеет площадки для шоу то, можно приобрести только активную акустику, например, 12” Work SP-1A в количестве от 2 до 4 штук Микшер и СД источник звука хорошо установить отдельно в специальный шкаф. Набор аппаратуры для достаточно мощной и качественной фоновой музыки может стоить от 2500 до 4000 долларов. Оборудование для дискотеки и шоу-программ может стоить от 7000 до 60000 долларов. Подбор звукового оборудования для шоу лучше доверить специалистам. Компания поставщик может рассчитать необходимую мощность и правильно смонтировать звуковое и световое оборудование.

    Свето-звуковые инсталляции

    К хорошему привыкаешь быстро.
    Настолько быстро, что уже никто и не вспомнит далекие времена подпольного прослушивания затертых пластинок.
    Когда мы еле разбирали слова в песне сквозь ураганные шумы помех.
    Сегодня искушенного слушателя вполне серьезно коробят
    едва заметные невооруженному уху искажения в любимой песенке.
    Да что там - шорох в паузе между композициями уже давно считается непростительным.
    И потому мы выбираем из большого количества только тот клуб, тот ресторан и тот кинотеатр, в которых установлена хорошая воспроизводящая аппаратура.
    Ведь качество инсталляции на сегодняшний день может рассматриваться как едва ли не главное составляющее фитнес-центра, художественной галереи или модного магазина.

    Помещение

    Специалисты-установщики предпочитают, чтобы все работы по планировке звуковых и световых инсталляций производились уже на стадии утверждения строительного плана целевого помещения.
    Только в этом случае можно заранее предусмотреть те обстоятельства, "благодаря" которым впоследствии обнаруживаются неприятные явления вроде звуковых\тепловых ям или уголков, которые невозможно осветить.
    Для звуковиков и осветителей важны несколько параметров помещения:
    размер\периметр, высота потолков, расположение столиков, барной стойки, сцены.
    Важно также, находится ресторан или клуб на первом этаже жилого дома или в удалении от домов. Есть нормативные документы по допустимому уровню шумов.
    Важным является и стилистическое направление музыки, которая будет звучать.
    С помощью различных приборов (измерительный микрофон) специалисты измеряют акустические характеристики зала.
    Есть и такие специалисты которые вполне могут обойтись и без микрофона.
    На акустику влияет не только размер помещения, но и те материалы, которые применялись для внутренней отделки зала.
    Мягкие кресла, портьеры, ковры поглощают звук, а гипсокартон, большие зеркала, ламинат, мрамор, напротив, отражают его.
    Гипсокартонные конструкции, вибрируя добавляют неприятный призвук.
    И чрезмерное поглощение (заглушенная камера), и многократное отражение звука - негативные факторы для озвучивания помещения, поэтому основной задачей специалистов становится их нейтрализация.
    При наличии большого количества отражающий поверхностей звук, по выражению специалистов, "гуляет", слова неразборчивы, сбиваются в кашу.
    Осветители исходят в основном из преимущественного тона отделки - темная или светлая, высоты потолков и стиля заведения.

    Высота потолка

    Как правило, потолки в клубах не выше 4 метров.
    Сцена, приподнятая над общей линией пола, еще более сокращает это расстояние.
    Все это влияет на параметры ферм и подвесных конструкций, удерживающих аппаратуру.
    А главное - это влияет на стоимость приобретаемой аппаратуры.
    Осветительные приборы, которые могут "пробить" 4 метра, примерно на 30 процентов дешевле более мощных, лучи которых способны преодолеть высоту 8 метров.
    Если в вашем заведении достаточно светло, то независимо от высоты потолка потребуются более мощные приборы.

    Музыка и цвет

    Для оформления клуба или ресторана важно превалирующее музыкальное направление.
    Песни популярных исполнителей требуют ярких сочных цветов.
    Красный, желтый, оранжевый должны присутствовать в изобилии.
    Радужная, радостная цветовая гамма как нельзя лучше подойдет для оформления клуба или кафе такого рода (попса).
    Молодежные клубы, где посетители слушают рейв или транс, предпочтительно освещать холодными синими и голубыми цветами или тонкими "жалами" белых лучей.
    Цвета электрического напряжения - вот лучшее решение для молодежных заведений с ультрамодной музыкой.

    Шоу и свет

    Для правильного размещения света нужно заранее знать, будет ли на сцене какое-либо шоу и нужна ли для сцены в этих случаях отдельная подсветка.
    Уровень проводимых мероприятий напрямую связан со стоимостью оборудования для сцены.
    Например если сцена в основном использутся для музыкантов типа "...а белый лебедь на пруду..", то на сцену достаточно направить 4 прожектора "PAR-56" с управлением от пульта "Lite Puter" или "Art Master".
    Если планируется проводить театрализованные шоу с выступлением популярных групп, то потребуется осветиь сцену не только парблайзерами, но пушками следящего света, стробоскопами, сканерами и ульрафиолетом.
    Стриптиз также требует узконаправленной местной заливки. Для этого используются следящие пушки, статичные направленные прожекторы, ультрафиолет и лазеры.
    Для варьете, необходим широкий фронт заливки фоновым светом, расстановка акцентов узконаправленными светильниками, плюс динамичный свет от сканеров и все те же стробоскопы.
    Задник сцены не должен пустовать и обычно оформляется по стилю заведения.
    Есть два варианта оформления, которые обычно комбинируют.
    Это оформление светом или росписью (изображение).
    На заднем пдлане за артистами или DJ может быть рисунок в стиле граффити, плакаты или видео проекция.
    Вариантов светового оформления очень много. Для начала следует построить контрукцию из ферм для подвеса светового оборудования.
    Можно установить по всей площади задника сцены простые прожекторы с узким или средним лучем, подключить их к пульту ДМХ и записать шоу в виде вспышек под музыку.
    Можно усложнить эффект и установить сканирующие световые приборы. От этого сцена будет более динамичной и эффектной.
    Есть светодиодные световые приборы.
    Бегущая строка или светодиодный полноцветный экран, создают динамичную световую картину.
    Световые модули на вращающихся светодиодах дают не только иллюзию вращения, но и само движение.
    С помощью этих приборов можно построить гигантский индикатор уровня сигнала. Удовольствие не дешевое, но стоит того.
    Очевидно - все шоу программы и оформление помещения направлены на то, чтобы оказать максимальное воздействие на посетителй.
    Поэтому свет должен быть не только на сцене.
    Мощные, динамичные лучи сканеров, тонкие и яркие лучи лазеров, видео проекционное оборудование помогут создать незабываемое впечатление.

    Свет и отделка

    Чтобы правильно подобрать интенсивность освещения, нужно исходить из общего тона отделки. Для освещения светлого клуба ни в коем случае нельзя устанавливать аппараты малой мощности. Светлый клуб должен освещаться как минимум в три раза мощнее, чем темный. Темная отделка в этом смысле позволяет немало сэкономить на освещении. Наличие большого количества отражающих поверхностей (зеркал, огромных окон) также необходимо учитывать.

    Звукоизоляция

    Ночной клуб должен занимать только нежилое помещение. Расположение в первом или цокольном этаже жилого дома для клуба противопоказано, поскольку сделать полную звукоизоляцию все равно не удастся. Если кинотеатр или ресторан работает до 24 часов, расположение на первом или в цокольном этаже жилого дома допустимо. Но звукоизоляция необходима не только как защита от музыки тех, кто не расположен ее слушать (прохожих, жильцов соседних домов, посетителей соседнего ресторана), но и для того, чтобы сделать звук в клубе более точным и более качественным, более мягким и отчетливым. Для звукоизоляции используются звукоизоляционные панели из различных материалов под общим названием "экофон". Изолированием занимаются специальные фирмы, которые не раскрывают секретных составов своих панелей. Различные панели выглядят по-разному (могут быть крашеными - около 10 цветов, матерчатыми) и в разной степени обеспечивают звукозащиту, поглощая различные частоты. Самый простой и достаточно эффективнй способ это отделка помещения тяжелыми тканями. Ткань может быть замаскирована в тон стен или может сама являться элементом декора.

    Распределение звука

    В магазинах, небольших кафе, спортивных залах устанавливают так называемый фоновый звук. Фоновый звук распределяется равномерно по всей площади за счет большого количества маленьких динамиков, устанавливаемых большей частью под потолком (акустика потолочного типа). Возможна и установка настенных динамиков (их размеры колеблются в диапазоне 10 - 40 см). Эти динамики обычно маскируют: окрашивают в тон стен или потолка, устанавливают в специальные ниши, в крайнем случае размещают в темных углах помещения. Динамики могут быть врезаны в фальшпотолок, при этом они почти не видны. Эти динамики небольшие по мощности (от 3 до 100 Вт) и по размерам (от 4 до 8 дюймов). В ресторане для создания хорошего качественного фонового звука нужны динамики мощностью 6 - 10 Вт. Они могут быть пластиковыми или металлическими. В спортивных залах применяется система распределенного звучания. Это позволяет получить одинаковое звуковое давление по всему помещению. Рабочее место инструктора оснащается радиомикрофоном и дистанционным управлением. Световое оформление состоит из динамических световых приборов (цветные пятна и узоры двигаются под музыку) и приборов заливного света. В клубах обычно предусматривается возможность как выступления живых музыкантов, так и дискотек. Для этого необходима система мощностью около 7 - 8 кВт, состоящая из широкополосных акустических систем (АС), низкочастотных АС, кроссовера (делит синал на раздельные диапазоны частот), блока обработки (эквалайзеры, компрессоры), dj-оборудования (пульт, СД, винил), подавителя обратной связи и коммутации (цепи, подвесы, разъемы, провода). Для дискотек, концертных площадок используют аппаратуру мощностью от 1 до 40 кВт. В целом, для дискотек применяется та же аппаратура, что и для живого звука. Так как размеры концертных площадок обычно не маленькие, именно для них специалисты готовят подробный план, звуко и светотехнический проект. Здесь важно все: и мощность аппаратуры, и размеры, и форма зала, и количество динамиков на стенах (звук распространяется с задержкой). Даже длина кабеля влияет на качество звука.

    Продолжительность работы ламп и оборудования

    Один из важнейших параметров для выбора той или иной аппаратуры одного класса - количество часов бесперебойной работы. Это зависит от степени эксплуатации: сколько часов ежедневно (или еженощно) будет работать световая или музыкальная установка. Если количество рабочих часов составляет около 12 в сутки (и каждый день), выбирайте технику с повышенной надежностью, высоким ресурсом.
    Аппаратура такого уровня стоит достаточно дорого и имеет право на жзнь в случае жестких условий эксплуатации и недоступности гарантийных матсерских.
    Можно сэкономить, купив недорогую аппаратуру, периодически проводить профилактичесикй осмотр и чистку.
    Допустимо на год купить недорогую технику и со временем по мере износа (и заработков) менять ее на более дорогие модели.
    Главное не заблуждаться по отношению к сверх дорогим маркам оборудования, они тоже имеют привычку ломаться.
    Тяжелые условия эксплуатации (тепло, пыль, влага, некомпетентность персонала) делают свое дело.
    О лампах особый разговор. Пока есть одно железное правило, лампы которые светят очень ярко, живут недолго и наоборот.
    И если вам нужен приличный ресурс работы ламп и большая яркость, выбирайте приборы на газоразрядных лампах.
    У них ресурс от 500 до 5000 часов, в отличие от галогеновых ламп ресурс которых 50-1500 часов.
    5000 часов может хватить на год-полтора.
    На срок службы (особенно галогеновых ламп) сильно влияет напряжение питания.
    По данным от производителей, превышение напряжения на 5% сокращает срок службы в двое и понижение напряжения питания на 5% может дать прирость продолжительности жизни лампы почти в два раза.
    Это утверждение не так очевидно в случае с газоразрядными лампами.
    На их жизнь больше влияет соблюдение правил эксплуатации.
    Большинство газоразрядных ламп нельзя после включения тут же выключать, цикл включение\выключение должен быть около 15 минут.
    Это написано практически во всех инструкциях к приборам с разрядными лампами.
    Еще одно наблюдение. Покупая недорогие отечественные лампы вы получаете мгновенную экономию, но не забывайте что "наши" лампы живут примерно в 3-4 раза меньше чем их импортные собратья.
    Для сравнения лампа ДРИШ-1200 и ее родственник HMI-1200.
    На ДРИШ заявлен срок службы 750 часов. На HMI-1200 то же.
    ДРИШ стоит порядка 70 долларов. HMI около 180 долларов.
    Реальный срок службы ДРИШ-1200 (до момента сильного падения яркости) равен примерно 300 часов.
    Реальный срок службы HMI-1200 равен примерно 1000 часов.
    К тому же световая температура этих ламп тоже отличается ( не в пользу ДРИШ).
    Поэтому покупать к дорогим приборам лампы ДРИШ или китайского происхождения можно только на время открытия (в случае дефицита средств).
    Это иллюзия экономии.
    Можно сколько угодно быть патриотом, но не дотягивают наши лампы до мировых стандартов.

    Управление светом и звуком.

    Под лозунгом "компьютеризация всей страны" управление сложной системой осветительных и звуковоспроизводящих приборов подчас также доверяется компьютеру. И компьютер управляет, причем весьма успешно. Однако, как и всякая техника, компьютер время от времени допускает сбои, попросту говоря, "зависает". Перепрограммировать большое количество сложной аппаратуры за короткий срок практически невозможно, поэтому полный срыв программы вашего ресторана или клуба на сегодняшний день полностью гарантирован. Поэтому "человеческий фактор" в деле управления оказывается более чем полезным.
    Сейчас много посетителй разбирающихся в тонкостях клубной жизни и для них (хорошо бы для всех и всегда) делаются тетрализованные, постановочные шоу программы.
    Можно обойтись без четкого сценария и работать экспромтом, но это требует высокой квалификации свтооператора и DJ.
    В любом случае живая, постоянная работа с музыкой и светом производит гораздо лучшее впечатление чем работа на "автомате".
    По хорошему светооператору надо "переживать" каждый сэмпл в музыке и соответственно динамике и теме преключать эффекты.
    Надо делать акценты на некоторых фрагментах в музыкальной композиции и отвечать светом на изменения ритма и тона музыки.
    Это проще при наличии пультов управления с максимальным и прямым доступом ко всем функциям приборов.
    По аналогии с фототехникой, чем профессиональнее аппарат, тем больше в нем ручных настроек и меньше автоматики.
    Поэтому правильно использовать отдельный пульт для интеллектуальных световых приборов (сканеры и т.п.), отдельный пульт для стробоскопов, отдельный пульт для генераторов дыма и отдельный пульт для прожекторов.
    Это конечно увеличит расходы, но даст свободу для творчества.
    То же касается и музыкального DJ оборудования. Профессиональный СД и пульт-ваш выбор, если вы собираетесь делать ставку на шоу, а не только на кухню и напитки.
    Понятно, что в случае с рестораном, кафе или скромным клубом это может быть лишним (с точки зрения хозяев заведения), но нет предела совершенству, а маленький клуб может быть динамичным и "живым".
    Теперь по поводу работы ди-джея и звукоопрератора.
    Настоящий DJ всегда радует посетителей. Он, в идеале, должен быть немного шоу-мэном, немного музыкантом, немного психологм с хорошим вкусом. DJ видит зал и делает выводы, нравится людям музыка или нет (причем еще до того как музыка заиграет), он, наконец, работает с микрофоном, создает необходимые паузы в бесконечной череде песен.
    Нельзя доверять бармену, а так часто делают в ресторанах, выбор музыки, поскольку у него есть собственные обязанности.
    Возвращаемся к компьтерному управлению. Там все не так уж плохо и при определенной сноровке можно быстро выдернуть пару сканеров из программы и поуправлять ими вручную.
    В компьютерных пультах не ограничения на размер программы.
    В компьютерном пульте больше возможностей для создания сложных движений лучей.
    Компьютерные пульты безусловно хороши, но требуют еще более высокой квалификации светооператора.
    Идеальный вариант компьютерного (софтового) пульта, это симбиоз программы и "железной" приставки со специальной клавиатурой.
    Управление светом и звуком, это тема для отдельной статьи.

    Проект и расчет

    Существует специальная компьютерная программа DIALux для проведения светотехнических расчетов внутреннего освещения. Программа позволяет сделать расчет, исходя из различных параметров: уровень освещенности, высота потолка, коэффициенты отражения пола, стен и потолка, размеры и форма помещения. Для вычисления коэффициентов отражения программа позволяет выбрать цвет и материалы, из которых выполнена отделка. По внешнему виду, мощности, типу ламп, светораспределению можно выбрать подходящие светильники и их расположение. Далее в сцену вводится мебель, и производится окончательный расчет, по результатам которого можно составлять приблизительную смету. Компьютер рассчитывает среднюю освещенность, удельную нагрузку (Вт/кв. м), число осветительных приборов, их типы и мощность, спецификацию оборудования, размещение светильников на плане с указанием типа приборов, описание геометрии помещения, коэффициенты отражения поверхностей и т. д.

    Аналоговые и цифровые системы

    Несмотря на повсеместное наступление новейших технологий, специалисты не рекомендуют устанавливать цифровые источники звука в общественных заведениях. Примерно одинаковые по техническим характеристикам усилители на лампах и микросхемах отличаются по качеству звучания, и это отличие не в пользу новейших цифровых технологий. Живые оттенки, мягкость звучания возможны только на аналоговой аппаратуре. Именно за это специалисты так ценят старые виниловые пластинки, на которых нет "мертвых" пауз между песнями. Кстати, и современные dj, играющие на виниле, "стоят" примерно в два раза дороже тех, кто использует цифровые источники.

    Монтаж

    Монтаж светового и звукового оборудования следует производить на стадии черновой отделки. Специалисты сетуют, что чаще всего заказчики приходят выбирать установку тогда, когда все основные отделочные работы уже выполнены. Но ведь никому не понравится развешанная по стенам проводка, торчащие розетки, удлинители, арматура. Однако на уровне цементирования тоже решить еще ничего нельзя. Лучше всего сразу предусмотреть, что в этом ресторане будет музыка, чтобы не приходилось лишний раз долбить монолитные потолки. Собственно монтаж со всей разводкой составляет около 10 -15 процентов от стоимости техники. Считается, что это очень мало. На западе та же работа стоит гораздо дороже - примерно 50 процентов. Монтаж звукового и светового оборудования в клубе, ресторане, кафе может занять минимум одну неделю. Для больших концертных площадок этот срок равен одному месяцу.

    Свет и звук

    Соотношение затрат на свет и на звук выглядит примерно следующим образом: две трети цены идет на свет, одна треть - на звук. Свет всегда стоит дороже, и монтаж его труднее выполнить. Однако возможны варианты, если звуковое оборудование оказывается для данного заведения более важным, чем осветительное. Например, это относится к модным музыкальным клубам, в которых концертное оборудование для групп и для DJ составляет примерно 50 процентов всей стоимости. Бывает и так, что не требуется большого комплекта осветительного оборудования, необходимо лишь подсветить что-то парой прожекторов. В это случае, естественно, соотношение стоимости будет обратным.

    Стоимость

    Специалисты уверены, что сама по себе высокая стоимость аппаратуры не гарантирует прибыльности клуба, ресторана или фитнес-центра. Важна именно тщательность проработки внутреннего оборудования, именно на это нужно уделить больше внимания при выборе аппаратуры. Ведь можно создать очень популярное кафе по минимальной себестоимости, а можно вложить в оборудование огромную сумму, но клуб не понравится публике, на которую рассчитан.

    Освещение общественных заведений

    Освещение должно быть не просто красивым, не просто соответствовать определенному интерьеру, - оно должно выполнять строго определенные задачи.
    1. Свет в магазине, баре, кафе, салоне красоты должен привлекать потенциальных посетителей. Делая интерьер магазина более заметным, свет приглашает прохожих зайти.
    2. Определенным образом освещенный бар или клуб подчеркивает собственную индивидуальность. Оригинально освещенный магазин автоматически делается узнаваемым, выгодно подчеркивается торговая марка.
    3. Освещение должно быть удобным для посетителей, помогать им ориентироваться в пространстве. Например, в кафе должно быть сразу ясно, какие столики находятся на виду, какие более приватны, где стойка бара или касса.
    4. Свет должен выгодно подавать предлагаемые товары в магазине или бутике, напитки в баре, призывать подойти к бару или сесть за столик (функция экспозиционной подсветки).
    5. Дневное и вечернее освещение в кафе и тем более в клубе должно отличаться, акцентируя внимание посетителей на разных предметах (днем это столики, за которыми можно пообедать, вечером - сцена и танцпол).


    Лазерное шоу

    Непривычная яркость и чистота лазерного излучения притягивает внимание зрителя даже в хорошо освещенном зале. А в полутьме, в дыму объемные фигуры, созданные лазерным лучом, перемещают зрителей в иные миры.
    Лазерное шоу - это представление, "действующее лицо" которого - яркие и необычные мультипликации, создаваемые сканированием лазерного луча по плоской поверхности (работа на экран), в задымленном воздухе в виде движущихся объемных фигур, лучей и плоскостей (работа на объем) или на объемный экран. Визуальный ряд объединяется со звуковым сопровождением в единую композицию. Лазерные шоу активно используются на дискотеках, в ночных клубах, в концертных залах. Ни один из существующих технических средств рекламы, кроме мощных лазерных систем, не может создавать динамические изображения высокой яркости и четкости на больших поверхностях, например, на стенах многоэтажных домов или на поле стадиона.
    Относительно простые лазеры для дискотек стоят от 600 до 3500 у.е.

    Комплектация и ориентировочный расходы.

    Стандартный комплект света (для небольшого клуба площадью около 100 кв. м)
    1. Сканеры - не менее четырех
    2. Вращающиеся головы - не менее четырех
    3. Общий ДМХ пульт для программирования этих аппаратов
    4. Общие светоэффекты (движение света в такт музыке без возможности программирования) - четыре или шесть
    5. Пульт (или два) для управления светоэффектами - всего примерно 16 кнопок
    6. Стробоскопы - один мощный, или 4 средних, или 8 - 12 слабых
    7. Генератор дыма.
    8. Ультрафиолетовые линейные лампы
    9. Подсветка сценического шоу - 4 - 6 колорченджеров или прожекторов с четырмя фиксированными цветами.
    10. Пушка следящего света.
    11. Светильники для общего, декоративного эффекта


    Стандартный комплект звука (для небольшого клуба площадью около 100 кв. м)
    1. Колонки средних и высоких частот - не менее четырех
    2. Суббас (диаметр динамика 15 - 18 дюймов)
    3. Усилители.
    4. Эквалайзер.
    5. Микшер для работы dj.
    6. Источник звука - профессиональный двухкарманный проигрыватель CD дисков
    7. CD-чейнджер.
    8. Проигрыватель минидисков
    9. Проигрыватель виниловых пластинок.
    10. Радиомикрофон.
    11. Оборудование для музыкантов: ударная установка, комбо для гитар, мониторы, стойки, микрофоны
    12. Монитор для DJ.


    Итого на сумму от 7 до 120 тысяч у.e.