Рубрики • Понятия Журнал "Автозвук" •  № 7 / 2000

Дмитрий
БЕЗБОРОДОВ
(a.k.a. Dimus),
г. Екатеринбург

СВОИМ ПУТЕМ,
или Сабвуфер,
который будет
басить вовремя

<< назад

Выбор материалов – дело вкуса. Я остановился на 20-миллиметровой березовой шлифованной фанере. А на порт пошла картонная труба от рулона плоттерной бумаги формата А0.

Все дальнейшие конструкторские изыски происходили в 3D – пространстве программы «АвтоКАД». Сначала оформилась идея.

Ящик специально был отрисован стеклянным – чтобы видно было внутреннее устройство. Планировалось, что ящик поместят за задним диваном в «Ниве», причем клиновая часть будет выступать над верхним срезом дивана, а рупор направлен в лобовое стекло. Считается, что клин добавляет 3 – 4 дБ звукового давления. Чем меньше угол раскрытия, тем больше прирост давления, но за счет снижения качества звука. Картинка была разослана единомышленникам электронной почтой для обсуждения конструкции. Угол раскрытия в ходе обсуждения выбрали 35 градусов.

Ящик подвергся небольшой корректировке, стал «фанерным». Никакого упрочнения стенок изнутри я категорически делать не хотел. Также не хотел применять всяческие материалы для вибродемпфирования, так как считаю, что того же результата можно добиться другими методами, а именно уменьшением площади деталей. Обратите внимание, у ящика всего две стенки большой площади – передняя и задняя. Все остальные – узкие, а значит, жесткие (есть такая наука, сопромат называется, однако...). А большим стенкам я впоследствии добавил жесткости. Переднюю прикрутил восемью болтами М4 к стальному (1,5 мм(!) + ребра жесткости) каркасу заднего дивана, а на заднюю повесил усилитель – ящик стал глухой.

Далее ящик был «разобран» на отдельные детали, которые образмерили. Кто не следил за мыслью, напоминаю: и стеклянным, и фанерным, и собранным, и разобранным до сих пор ящик был только в виртуальном пространстве программы «АвтоКАД». Ну, это как в том кино, где Деми Мур Майклу Дугласу пакости делает и файлы стирает, а он в шлеме на голове в виртуальности бродит и на нее саму компру ищет. Название забыл. Но, в общем, тут то же самое, только без шлема и сексуальных домогательств со стороны начальницы. Однако виртуальная реальность нас затягивает. Вернемся в реальный мир вещей и пиломатериалов.

Пилить фанеру лобзиком совсем не хотелось – при обилии углов, отличных от прямых (обусловлено кособокостью ящика), то еще удовольствие. На помощь был привлечен старинный друг (в прошлом авиамоделист, а ныне плотник, жизнь всему научит), который и ОТФРЕЗЕРОВАЛ все детали из фанеры, обеспечив идеальную собираемость конструкции и легкопрессовую посадку порта. Это – для возможной быстрой замены на порт с иной резонансной частотой или на пробку для трансформации в закрытый ящик в случае провала первой фазы наступления.

Собирался ящик на саморезах 50 мм длиной, расстояние между соседними – 70 мм. Стыки проклеены ПВА. Саморезы вкручены непосредственно в торец фанеры, никаких брусков не надо – если фанера хорошего качества, она прекрасно держит саморез. Ящик – в машину, сразу на место. Включаем. Играет. Сразу стало слышно, что «вовремя» – УДАЛОСЬ.

А дальше было много возни с настройкой – отслушивание как музыкального материала, так и тестовых дисков, подбор частоты настройки фазоинвертора. Прижился тридцатигерцовый – с ним на слух получилась максимально линейная АЧХ при прослушивании третьоктавных полос розового шума с настроечного диска. Сверху диапазон обрезался на частоте 50 Гц пятым порядком (последовательно кроссоверы двух усилителей – второй порядок и третий).

А вот ЗЯ – не получился. Как уже упоминалось, в фазоинверторе диффузоры динамиков стоят на месте при работе на частоте настройки порта. А в случае ЗЯ этого не происходит, и катушки динамиков начинают стучать о дно зазора – превышен запас свободного хода диффузоров динамиков. Вывод: нельзя эти динамики ставить в ЗЯ, плохо им там.

После всех экспериментов и окончательной настройки усилителя саб был одет в черный карпет и окончательно (намертво) закреплен на своем законном месте.

Вот что вышло по приборам: красные линии – границы среза кроссоверов в системе.

Замер по SPL: 125 дБ без слышимых искажений на песенке «Rough Ride» Сэра Пола Маккартни с альбома «Flowers In The Dirt», 1989 год.

Произведение, конечно, не самое SPL’ное, но именно такого рода музыку и предстоит дальше отыгрывать этому ящику. Громко, чисто и вовремя...

Послесловие редакции:

Если у всех налито – за Дмитрия Безбородова, он же Dimus. К гонорарной ведомости пришпилен постоянный пропуск на страницы «АвтоЗвука» для новых материалов автора.


Рубрики • Понятия Журнал "Автозвук" •  № 7 / 2000