href="20002.files/sty.css" rel=stylesheet>
Рубрики • Понятия Журнал "Автозвук" •  № 7 / 2000

Дмитрий
БЕЗБОРОДОВ
(a.k.a. Dimus),
г. Екатеринбург

СВОИМ ПУТЕМ,
или Сабвуфер,
который будет
басить вовремя

<< назад

Далее я буду использовать параметры уже прогретых динамиков. Это ничего не меняет принципиально, во всяком случае, не столь значительно. Просто вдруг кто-то решит пошагово проделать то же самое, а графики будут отличаться... Итак, «замораживаем» частоту настройки порта на резонансной частоте динамика 30 Гц (это просто стандартное решение: такая частота настройки порта не позволяет динамику работать вразнос на собственной резонансной частоте – диффузор почти стоит на месте, работает порт) и начинаем плавно уменьшать объем ящика. Гора – уже знакомый нам объем 150 литров, долина – 20 литров, а то, что между ними – 35 литров. Обнадеживает серединка?

Теперь посмотрим, что там с фазой происходит: самая крутая кривая – 150 литров, самая пологая – 20. 35 литров – между ними. Эффект налицо – с уменьшением объема ящика (а значит, повышением его собственной резонансной частоты) фазовая характеристика в нашем диапазоне (и в нашем случае) улучшается.

Смотрим на график групповой задержки. В рабочем диапазоне – 3 линии: самая крутая – 150 литров, нижняя – 20, между ними – 35 литров. Какая приятная полочка на среднем графике, 3/4 рабочего диапазона звучат одновременно... Эту полочку для полного счастья еще бы вниз на 7 миллисекунд опустить... Или систему координат на столько же поднять... Ну да ладно, расстояние от уха водителя до саба планировалось чуть больше метра, может, и так неплохо будет.

Далее, «замораживаем» объем на 35 литрах и примеряем различные фазоинверторы: 20, 25, 30, 35 и 40 Гц.

Вот как это выглядит.

Что видим? Видим, что с портом, настроенным на 20 Гц, групповая задержка в рабочем диапазоне выглядит вполне пристойно – неравномерность всего-то 2 миллисекунды с копейками. Вот только порт длинноватый получается – при диаметре трубы 8 сантиметров длина составит 1 метр 8 сантиметров.

Остается только проверить, что там с закрытым ящиком получается при объеме 35 литров. А получается все достаточно прилично: добротность 0,86, АЧХ – гладкая, групповая задержка – тоже приемлемая. Все, можно переходить к конструированию собственно ящика.

далее >>


Рубрики • Понятия Журнал "Автозвук" •  № 7 / 2000