href="20001.files/sty.css" rel=stylesheet>
Рубрики • Понятия Журнал "Автозвук" •  № 7 / 2000

Дмитрий
БЕЗБОРОДОВ
(a.k.a. Dimus),
г. Екатеринбург

СВОИМ ПУТЕМ,
или Сабвуфер,
который будет
басить вовремя

<< назад

Головки были куплены, сразу же обмеряны лично и тщательно. Даже лучшим изготовителям верить не всегда можно. А здесь репутация как бы совсем неподтвержденная. Получилось вот что:

Экземпляр динамика Re, Ом L, мГн Fs, Гц Qts Vas,Л
1 6.7 0.757 32 0.52 45.1
2 6.8 0.76 33 0.512 45.0

Тут сразу руки зачесались подставить полученные параметры в JBL Speaker Shop (что же насчитает мудрая американская программа?). Вот что мудрая выдала:

ФИ (красная линия) объем 156 литров – Кошмар!

Зелеными линиями на графиках обозначен диапазон, который я хотел бы слушать. Тоже не впечатляет. Горб – жуткий, групповая задержка – и того ужаснее... ЗЯ, конечно, получался без проблем (желтая линия), но первоначальная цель была куда как благороднее...

Опыт работы с этой программой у меня уже имелся, и не было повода ей не доверять – обычно все сходилось, т.е. как на дисплее виделось, так потом и ушами слышалось. Поэтому картинки-страшилки меня не обескуражили, можно было поиграть параметрами (объемом ящика, частотой настройки порта, заполнением ящика, наконец).

Динамики были совершенно новые, не размятые. Было ясно, что в процессе разминки (или прогрева – кому как нравится) их параметры изменятся. А ФИ – штука капризная. И решил я их «погреть». А именно: унес в соседнюю малообитаемую комнату, подвесил в воздухе на тросик и подал на них с генератора через усилитель сигнал с частотой 32 Гц (т.е. ~Fs) и амплитудой такой, чтобы диффузоры двигались на 2/3 хода. И оставил так на двое суток. Параметры действительно изменились – снизилась до 30 Гц резонансная частота, Qts (добротность) – до 0,5, а вот Vas (эквивалентный объем) остался без изменений.

Пока динамики зудели, я, используя первоначальные данные, виртуально гнул кривые АЧХ и ФЧХ, меняя объем опять же виртуального ящика и частоту настройки столь же виртуального порта. Хотелось максимально приблизиться к идеальному сабу, т.е. временная задержка меньше 6 миллисекунд во всем рабочем диапазоне, АЧХ и ФЧХ – плоские полки. Понятно, что реально так не бывает, но стремиться-то надо...

Вообще-то, задача (с точки зрения математики) не очень сложна, всего два фактора подлежат варьированию: резонансная частота ящика без порта и резонансная частота порта. Остальное изменить невозможно (если, конечно, динамики не переделывать). Чтобы понять, как каждый из двух параметров влияет на систему в целом, очевидно, что необходимо зафиксировать один и варьировать второй. Затем – наоборот. Что и было проделано.

далее >>


Рубрики • Понятия Журнал "Автозвук" •  № 7 / 2000