href="2000.files/sty.css" rel=stylesheet>
Рубрики • Понятия Журнал "Автозвук" •  № 7 / 2000

Дмитрий
БЕЗБОРОДОВ
(a.k.a. Dimus),
г. Екатеринбург

СВОИМ ПУТЕМ,
или Сабвуфер,
который будет
басить вовремя

От редакции: Большая часть материалов этого номера основана на письмах читателей. Или же ими вдохновлена. А вот эта статья пришла в редакцию по почте целиком, со всеми картинками, графиками и прочими пирогами. Вот так вот по–простому с седых уральских гор поступило добрых 7 мегабайт плотно утоптанного архива. Но будь этих мегабайт хоть семьдесят, материал того стоит: перед нами пример действительно сознательного подхода к проектированию сабвуфера. Не просто «сыграет — не сыграет», а до тонкостей, заранее зная, что нужно, а чего — ни-ни, да еще на самой что ни на есть толковой технологической основе.

Эта статья призвана помочь начинающим сабостроителям рассчитать и построить фазоинверторный саб, который будет воспроизводить бас вовремя (не раньше и не позже, чем надо) и при этом не извести 3 кубометра ДСП и (или) фанеры. (Здесь я никого конкретного не имею в виду. Так, Дебюсси навеял...)

Предположим, что читающий это уже некоторое время варится в котле с названием «сar аudio», т.е. знает некоторые краеугольные камни, на которых, собственно, сам котел и стоит. (Под камнями я понимаю ответы на такие вопросы, как «Что такое саб», «Чем отличается закрытый ящик от фазоинверторного», «Где скачать JBL Speaker Shop», «Как обмерять параметры динамика», «Что такое прогрев динамиков».) Если нет – надо получить ответы на эти вопросы в тематических Интернет-конференциях, журналах или на многочисленных Интернет-сайтах по тематике.

Ну, для начала – немного лирики. Концепция будущего саба вырисовывалась так:

1. Саб должен иметь разумные размеры, дабы не съесть весь объем маленького багажника автомобильчика «Нива» 21213 – там еще кроме него надо ездить резиновой лодке, палатке и дюжине удочек. Рыбу ловить, понимаешь... Что, нельзя, что ли?

2. Саб должен играть в достаточно узком диапазоне – где-то до 60 Гц, выше уже играет фронтальный бас.

3. Саб должен быть фазоинверторным – к такому звуку привык автор.

4. Саб не должен горбить (по крайней мере, на слух) – мне же им не рыбу глушить, мне бы им слушать (и не рэп).

5. Саб не должен запаздывать – таких друзей я слышал, неприятно.

6. Диффузор(ы) динамика(ов) неплохо бы акустически нагрузить клином – другие делают, мне тоже интересно.

7. Если ничего не выйдет с фазоинверторным оформлением и клином, саб должен максимально просто превратиться в банальный закрытый ящик с приемлемой добротностью.

8. Саб должен быть дешевым, потому как если вдруг и закрытый ящик не выйдет – сделать на нем шашлык и построить нормальный, проверенный вариант на дорогом динамике.

Как он (саб) много должен, оказывается...

В качестве головок были выбраны две «отечественные восьмидюймовочки» (каламбурчик) 35ГДН1-8 производства г. Новосибирск. Почему две? Какой уж саб на одной головке с чувствительностью ~87 дБ/Вт, 1м и сопротивлением 8 Ом? А так – обе головки включены параллельно, и сопротивление становится 4 Ом, площадь диффузора опять же удваивается. Цена, правда, тоже удваивается, но от этого не перестает быть смешной – за пару восьмидюймовых низкочастотных головок, на которых построена добрая треть акустических систем отечественного производства – $21.6 по курсу ММВБ на момент написания. Если к моменту выхода этой статьи в свет колебания курса отгрызут цент-полтора – запишите на мой счет, я сегодня щедрый.

далее >>


Рубрики • Понятия Журнал "Автозвук" •  № 7 / 2000